ҚазҰУ ақпараттық порталы
Басты бет/ Экономика және бизнес жоғары мектебі/ менеджмент және маркетинг кафедрасы/ Унербаев Торалы


Унербаев Торалы
Студенттер көзімен сауалнамалауынан жинаған баллы - 5.00 / 5.0
- ОПҚ рейтингінің нәтижесі

Жұмыс орны:
Факультет: экономика және бизнес жоғары мектебі

Кафедра: менеджмент және маркетинг
Лауазымы: аға оқытушы

Педагогикалық қызметіь

Оқылатын пәндер
Сабақ кестесі

Оқу-әдістемелік материалдар

Пәндер атауы Тақырыбы Сипаттамасы
Ұйымның әлеуметтік дамуын басқару
Семинар по теме 2. Социальная среда организации как объект управления персоналом 1. Принципы построения системы управления социальным развитием организации. 2. Структурные подразделения, реализующие функции социального управления в организации. 3. Организационные структуры управления социальными процессами на предприятии. 4. Взаимодействие подразделений управления социальными процессами в организации с подразделениями системы управления персоналом и другими функциональными подразделениями. Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты 1. "Конституция РК" 2. "Трудовой кодекс РК" Основная литература 1. Аверин А. Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие. - М.: Издателъско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 280с. 2. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. - М: ИНФРА-М. 2001. - 176 с. 3. Музыченко В. В. Управление персоналом. Лекции: Учебник,для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Музыченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 528с. 4. Оксинойд К. Э. Управление социальным развитием организации: учебное пособие / М.: Флинта: МПСИ, 2007. - 160с. - (Экономика и управление). 5. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Лунева Н. К. Рынок труда: практическая макроэкономика труда: Учебник. - М.: Альфа-Пресс, 2007. 6. Социальная политика: Учебник / Под обш. ред. П. А. Волгина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство "Экзамен". 2004. - 736 с. 7. Социальный менеджмент / Под ред. Р. В. Волевого. - М.: ИНТЕЛ-Синтез, 2005. - 392с. Дополнительная литература 8. Костин Л. А. Международная организация труда: Учебное пособие. VI.: Экзамен, 2002.Управление персоналом организации. Практикум. Учебное пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. - М: ИНФРА- М, 2006. - 296 с. 9. Экономика труда (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2006. Тема 2. Социальная среда организации как объект управления персоналом К социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Социальная сфера непосредственно влияет на качественные показатели социальной среды организации. Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, оттого, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей персонала. Социальное развитие в первую очередь должно направляться на: совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников; стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности; создание и поддержание в коллективе здоровой социально- психологической атмосферы, морально-психологического климата в организации, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом; обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав; рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга. Социальное управление по своему назначению ориентируется исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения. Субъект управления в социальной системе — это обладающая властными полномочиями личность, или группа, или действующие от их имени должностные (официальные) лица, формулирующие цели коллективной или индивидуальной деятельности соответствующих социальных систем и организующие их выполнение. Объект управления в социальной системе — это определенная социальная общность, процессы, комплекс отношений, институт, учреждение, организация, функционирование и деятельность которых обеспечивает выполнение целей и решений, формулируемых субъектом управления. Для социальных систем характерно определенное совпадение объекта и субъекта управления. Для некоторых организаций, управление в социальных системах в ряде случаев осуществляется как самоуправление. Например, в добровольных объединениях. Социальную среду организации можно рассматривать как: как объект управления персоналом; формирование основ научного управления социальным развитием; отечественный и зарубежный опыт решения социально- трудовых проблем; современные тенденции социального развития и гуманизации труда; влияние на организацию социальной политики государства; факторы внутренней и внешней социальной среды организации; создание благоприятных условий для труда, быта и досуга работников, повышение качества их трудовой жизни; задачи и функции социальной службы организации. В современной науке система понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами целостности, структурности, взаимозависимости со средой, иерархичности, множественности описаний и управляемости. Данные свойства систем не только характеризуют их особенности, но также имеют особое значение как познавательные принципы, используемые в процессе научного исследования и анализа деятельности организаций. Свойство целостности означает, что система в данном качестве существует лишь как совокупность составляющих ее элементов, называемых подсистемами. Разрушение любой из подсистем ведет к утрате ее свойств как целого. Например, организация не может нормально функционировать без определенных, социальных ценностей, разделяемых большинством ее сотрудников. Свойство структурности проявляется в наличии определенного порядка взаимодействия между элементами системы. Так, например, любая и каждая хозяйственная организация функционирует благодаря определенному разделению труда между ее сотрудниками. Взаимозависимость системы и среды означает, что свойства системы как целого формируются и проявляются в процессах ее взаимодействия со средой. Понять до конца свойства системы как целого нельзя, ограничиваясь лишь изучением ее внутреннего устройства. Свойство иерархичности состоит в том, что каждый элемент системы представляет собой систему. С другой стороны, изучаемая система сама есть часть более широкой и сложной, системы. Любая хозяйственная организация является подсистемой по отношению к более крупной хозяйственной системе (сегменту рынка, холдингу, отрасли экономики и т.п.) Множественность описании — это познавательный принцип, в соответствии с которым адекватное описание и познание системных объектов исключают возможность использования лишь одной, единственной модели. Получение полного знания о системе предполагает построение некоторого множества моделей, каждая из которых отражает один из аспектов ее функционирования. В частности, полное описание хозяйственной организации нуждается в использовании по крайней мере трех моделей, отражающих соответственно ее производственно-техническую деятельность, экономическую и социальную. Свойство управляемости (о нем мы уже упоминали) заключается в том, что во всех динамичных системах имеют место процессы управления, состоящие, в свою очередь, из процессов приема, обработки, передачи и обмена информацией (сигналами, символами, знаками) между элементами системы, между системой и средой ее существования. Социальные системы по составу своих свойств, не отличаются от технических и биологических. Однако содержание этих свойств качественно другое и проявляются иначе. Основные отличия обусловлены: а) сущностью составных элементов, б) способами связи между ними, в) способами взаимодействия со средой, г) качеством моделей, описывающих поведение данных систем, д) способами управления поведением. Принципиальное отличие социальных систем связано с наличием в них «центра объединения» (цели, задачи, потребности или интереса), побуждающего к объединению, служащего причиной объединения, связывающего участников объединения в одно социальное целое. Указанная особенность обусловлена тем, что элементами, из которых они состоят, являются люди и продукты их деятельности: разные но размерам и общественным функциям объединения людей и их личности, символы и системы символов, обмен которыми служит средством взаимодействия и структурообразования данных систем, искусственно созданные материальные объекты, предназначенные для удовлетворения потребностей отдельных людей, малых и больших объединений. Таким образом, под социальной системой понимаются любые, состоящие из людей, материальных предметов, взаимодействий и символов объекты, обладающие определенной целостностью и своеобразием, которые позволяют фиксировать их идентичность и, в отличие от других объектов с такими же базовыми свойствами, в течение достаточно продолжительного времени. В современных условиях развития общества управление становится все более и более «социальным», поскольку процессы демократизации приводят к все более сложному распределению управленческой воли, полномочий и ответственности среди всех действующих субъектов. Социальное управление по своему назначению ориентируется исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения. Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно- нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Темы реферата 1.Отечественный опыт социального планирования. Основные подходы и результаты. Примерный перечень вопросов к электронному зачету 1. Понятие социальной среды и социальной сферы 2. Потенциал организации, материально-технические и социально-экономические возможности. 3. Взаимосвязь технического, экономического и социального развития организации. 4. Цели развития социальной среды организации. 5. Содержание и формы управления социальным развитием организации. 6. Основные направления гуманизации труда. 7. Социально-трудовая сфера 8. Отечественный опыт управления социальным развитием 9. Социальные реформы в РК на этапе ее перехода от плановой к рыночной экономике. 10. Опыт зарубежных стран по решению социально-трудовых проблем
Ұйымның әлеуметтік дамуын басқару
Лекция 1 и задания